Foundation for Sites
№ 21от 23 мая

Верьте в себя! Процесс обучения давно уже вышел за рамки школьных классов. Сегодня весь наш город - образовательное пространство, которое связывает общее и профессиональное образование с социальной и культурной инфраструктурой мегаполиса. И такая взаимосвязь, а правильнее сказать взаимодействие, уникальна, ведь это процесс, предусматривающий одновременное развитие личности ребенка в обществе и развитие самого общества.

Мы учимся, когда мы что-то делаем, а значит, главная цель каждой школы, каждого педагога - вооружать детей не фактологическими знаниями, а навыками, умениями. С этой точки зрения взаимодействие московской школы и структур современного мегаполиса невероятно продуктивно, потому что предоставляет нашим детям уникальные возможности. Все московские проекты (и олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы», и «Субботы школьника», и Московская электронная школа») помогают ребятам увидеть свои способности и развить их.

Если наш выпускник хочет быть полезным своей стране, если он знает, КАК он может быть полезным своей стране, значит, мы - педагоги, родители - воспитали его правильно. Патриотизм - это не громкие слова, это умение и желание быть гражданином. И именно школьное самоуправление учит быть полезным обществу, помогает старшеклассникам овладеть необходимыми навыками - умением видеть проблему, находить и принимать решение, взаимодействовать, презентовать и отстаивать свою позицию и многому другому.

Когда заканчиваются уроки, не заканчивается обучение. И подчас то, что дети делают вне уроков, становится для них главным уроком. Особенно если это связано со святыми страницами истории страны. И если в результате кропотливой работы с документами, переписки с различными ведомствами и организациями ребята - участники школьного поискового отряда открывают заново судьбы пропавших без вести людей, восстанавливают наградные листы, находят ранее не известные захоронения павших воинов, то они получают нечто гораздо большее, нежели навыки работы с документами - перед нашими учениками за каждой судьбой разворачивается урок живой истории. А это значит, что теперь Великая Отечественная война для них не просто параграф в учебнике. Теперь это уже часть их жизни.

Вообще, работая с детьми, мы не должны забывать, что детство – это пора непрерывного обучения. Малыш учится каждый час, каждую минуту. Учится, играя и общаясь. А еще дети хотят, чтобы их слышали. Даже самые маленькие. Нет, наверное, правильнее так: особенно самые маленькие. Поэтому так важно уделять внимание языковому развитию дошколят, не забывая при этом, что для них игра, действие - это чуть ли не главная составляющая их жизни. Дети уже по определению исследователи, такими их задумала природа. Они с удовольствием включаются в проектную деятельность, искренне радуясь чуду открытия.

Все мы знаем, что предметные конкурсы и олимпиады проверяют знания, умение критически мыслить, анализировать... А может ли олимпиада чему-то научить? Может. Научить верить в себя, в собственные силы, не сдаваться и не отчаиваться. Поэтому так важно, чтобы наши дети пробовали свои силы в олимпиадах и конкурсах. Ведь успешен не тот, кто не падает, а тот, кто поднимается на один раз больше, чем упал. Еще один урок после урока - школьный музей. Это очень емкое, многогранное образовательное пространство, уникальное тем, что ученики не просто его используют, но и сами это пространство создают. За самой небольшой экскурсией всегда стоит большая совместная работа, и исследовательская, и творческая. Школьный музей не застывшая форма, а постоянно меняющийся живой организм, дающий нашим детям возможность прикоснуться к истории, воссоздать ее в вещественном наполнении. Это мостик между поколениями москвичей.

И очень важно, чтобы связь поколений была живой, непосредственной. Чтобы дети встречались с теми, кто жил в других исторических реалиях. Чтобы ребята имели возможность через воспоминания наших ветеранов педагогического труда, да и просто москвичей разных возрастов, узнать, услышать непридуманные истории, автор которых - сама жизнь. Совсем недавно, 19 мая, исполнилось ровно 95 лет со дня рождения пионерской организации. Теперь это уже наша история. Многие из нас были пионерами и помнят: пионер - значит первый, тот, кто идет впереди и за кем идут другие. И я искренне желаю московскому образованию быть пионером.

Наталья Евсикова
Анонс
Взгляд читателя
paper_photo