Foundation for Sites
№ 27от 4 июля

Размышляя о будущем. Номер «Учительской газеты-Москва», который нам посчастливилось готовить, не совсем обычный.

Традиционно в июне в школах подводят итоги работы за год, составляют планы на будущее. Подводя итоги работы 35-го МСД, мы тоже решили посмотреть вперед. Только не на один год, а на 13-15 лет, когда наши воспитанники будут получать школьные аттестаты. Общая тема номера «Размышляя о будущем».

За последние 5 лет система образования столицы кардинально изменилась: дошкольное образование перестало претендовать на уникальность, а стало неотъемлемой частью общей системы образования, в программу школы уверенно вернулся предмет «Астрономия», уже никого не удивляют робототехника и программирование, активно развивается предпрофессиональное обучение, школы тесно сотрудничают с вузами и предприятиями. Все школы перешли на независимую оценку знаний обучающихся, и это позволяет объективно выстраивать программу развития каждой школе. Изменилась и роль родителей - от пассивных наблюдателей к активным участникам образовательного процесса. Сегодня и родители, и школьники смело отстаивают свою позицию на заседаниях управляющего совета, высказывают свое мнение на портале «Активный гражданин».

Да и оснащение наших школ за последние годы стало совсем иным. Причем изменился сам принцип оснащения школ: благодаря поддержке Правительства Москвы, Департамента образования школы получили ноутбуки для учителей, современное мультимедийное оборудование для классов. Но при этом педагогические коллективы, доказав высокое качество образования в своих школах, получили и целевое оборудование в рамках проектов «Инженерный класс в московской школе», «Медицинский класс в московской школе», «Курчатовский проект» и других. Однако учителя и администрация школ понимают свою высокую ответственность за право работать на таком оборудовании: важно, чтобы этот ресурс был использован максимально эффективно для каждого ребенка, чтобы результаты работы в этих проектах обеспечили будущее образование для всех выпускников.

Для всех очевидно, что через 13-15 лет в школе изменится многое: содержание образования, модель управления, личность учителя и ученика. Школа 2030 года - это акселератор идей и возможностей, Сколково в миниатюре, стартап на этапе школы.

А чтобы успешно реализовать этот проект, надо уже сейчас понимать, чему учить школьников. Уже сегодня очевидно, что будущее за конвергентным образованием, которое позволит России совершить технологический прорыв и ответить на вызовы времени.

Реализации этой задачи способствует и создание образовательной среды для профильных классов. Мы понимаем, что качественно сформировать предпрофессиональные умения можно только в случае эффективной реализации трехстороннего договора между школой, вузом и предприятием. И чем раньше мы сможем включить наших учеников в эту деятельность, тем успешнее будет самореализация каждого из них на предпрофессиональном экзамене, предметной или мета-предметной олимпиаде, научно-практической конференции. Развитию предпрофессиональных умений будет способствовать школьная практика. Конечно, я не имею в виду то устаревшее понятие, которое существовало 15-20 лет назад. Речь идет о формировании практических навыков у обучающихся профильных классов в лабораториях вузов и предприятий, центрах проектного творчества. Со стороны наших партнеров значительно возросла заинтересованность в мотивированных выпускниках, получивших хорошую подготовку по предпрофессиональным программам. За школьной практикой будущее, главное - уйти от формального подхода и сделать ее интересной и полезной для будущего образования и жизни.

Считаем перспективным и тесное сотрудничество с нашими колледжами. Уверены, что сетевое взаимодействие с учреждениями профессионального образования станет в скором будущем естественной составляющей образовательных программ.

Многое из того, что станет реальностью в 2030 году, закладывается уже сегодня: меняется роль учителя, он становится координатором деятельности детей. Работа в условиях новой образовательной среды предъявляет новые требования к педагогическому коллективу, способствует освоению новых компетенций. Например, оснащение инженерной лаборатории заставило педагогов пересмотреть форму занятий, ведь, чтобы создать 3D-модель детали автомобиля, необходимы знания из области физики, информатики, технологии, математики. Поэтому занятия в лаборатории стали межпредметными.

Основным средством обучения постепенно становятся электронные системы. Бумажные учебники во многих школах уверенно заменяются электронными, уже привычными для педагогов и родителей стали ресурсы Московской электронной школы. Родительские собрания, заседания управляющего совета проходят в открытом режиме онлайн. В недалекой перспективе - полный банк данных образовательных ресурсов, открытых и доступных любому пользователю. И это закономерная перспектива. Станет ли легче учителю? Спорно. Но интереснее - наверняка!

В будущем изменится и роль управленца. В Атласе новых профессий мы уже не видим привычной нам должности «заместитель директора». Это скорее менеджер новых образовательных проектов, нацеленных на повышение качества образования в школе, развитие детей, их подготовку к будущей жизни.

Мы гордимся победами наших учеников во Всероссийской олимпиаде! В этом году столичные школьники собрали 817 дипломов на финальном этапе олимпиады. Победителя и призера принесла каждая третья школа Москвы. С гордостью могу сказать, что среди них и ученики нашего 35-го МСД. Однако все ли мы сделали для того, чтобы в каждой школе были созданы условия для развития детской одаренности? Как сделать так, чтобы ребенок, семья не становились заложниками ситуации в какой-то школе, где не ведется или, что гораздо хуже, ведется формально работа по развитию и сопровождению одаренных детей? Найти ответы на эти вопросы и должны управленцы - менеджеры новых образовательных проектов, не упуская и не тратя столь драгоценное для каждого ребенка время. У школы будущего много перспектив. Но они бессмысленны без сохранения наших главных ценностей - знания и бережного отношения к истории и культуре своей страны, воспитания уважения к подвигам героев, сохранения духовных ценностей.

На страницах этого номера «Учительской газеты-Москва» представлены размышления педагогов, учеников об актуальных вопросах развития системы образования. Размышляя о будущем, мы не навязываем свою позицию, а скорее приглашаем к дискуссии. Будем рады, если материалы номера покажутся вам интересными.

Надежда Перфилова
Анонс
Взгляд читателя

Материалы, не вошедшие в номер газеты

«Чему мы учимся у детей?»
paper_photo