Foundation for Sites
№ 34от 22 августа

От базовых знаний к навыкам XXI века. Дорогие коллеги! В начале текущей недели мы отмечаем День Государственного флага Российской Федерации. Бело-сине-красный триколор - символ, с одной стороны, обновленной страны, с другой - возврата к давнему историческому опыту.

История с российским флагом, когда новое - это заложенное фактически на подсознательном уровне старое, хорошо отражает окружающую нас действительность. Желание понять, относится ли этот подход к современной школе, - одна из задач, которые мы ставили перед собой, принимаясь за работу над специальным номером «Учительской газеты-Москва». В наши дни образование претерпевает значительные изменения. В средствах массовой информации то и дело появляются громкие заголовки, кричащие о том, что школа с ее привычными атрибутами, в числе которых, например, традиционные учебники или лекционная форма проведения занятий, неизбежно уходит в прошлое.

По мнению экспертов, произойдет это не в туманном будущем, а едва ли не здесь и сейчас. Хотим мы того или нет, но ценность набора базовых знаний, которые школа традиционно была призвана передать учащимся и в какой-то момент оценить, в новых условиях неизбежно снижается.

Пожалуй, не будет преувеличением, если мы скажем, что уже сейчас учитель может испытывать объяснимые сложности в оценке выполняемых школьниками заданий. Что же случится, когда все развивающийся искусственный интеллект сможет реализовывать в том числе и творческие задачи?

На передний план в современных реалиях выходят навыки - возможность применить любые полученные знания в практической деятельности. Этот комплекс вопросов мы решили затронуть на страницах «Учительской газеты-Москва», подготовленной образовательными организациями межрайонного совета директоров №33 Северного административного округа Москвы.

Такой разговор, как показала наша практика, оказался своевременным и востребованным. Именно поэтому поделиться своим мнением с читателями специального номера «УГ-Москва» согласились ректор НИУ «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов; ординарный профессор НИУ ВШЭ, писатель и телеведущий Александр Архангельский; поэт, литературовед, профессор факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова и Литературного института им. А.М. Горького Игорь Волгин; писатель и преподаватель Гарвардского университета Ольга Брейнингер и многие другие, по определению П. Лазарсфельда, лидеры мнений.

Серия этих материалов, как бы нескромно это ни прозвучало, наглядно продемонстрировала, что многие инновационные подходы уже используются в московских школах. Так, к примеру, как и в Гарварде, наши комплексы школ превратились в образовательные кварталы или же, как и в стенах НИУ ВШЭ, на смену традиционным классам биологии или географии пришли универсальные учебные помещения. Нельзя не отметить и работу Московской электронной школы - сравнительно нового проекта, ставшего неотъемлемой частью современного обучения. То же касается и подходов непосредственно к содержательной части образовательного процесса: рекордные итоги всероссийских олимпиад, ЕГЭ и названия вузов, в которые поступили наши выпускники, говорят сами за себя. Признаюсь, что готового рецепта школы будущего у нас нет. Впрочем, нет его, к сожалению, и в мировой практике. Есть лишь идеи, которые, как это с ними обычно и случается, витают в воздухе, и мы пытаемся своевременно (а порой и с некоторым опережением) внедрять их в жизнь.

В номере газеты, который вы держите в руках, мы предприняли попытку не только рассказать о наших успехах и достижениях, но и по возможности интегрировать их в глобальную картину тех подходов и изменений, которые происходят в образовании.

Обсуждению этих и других вопросов будет посвящен и крупнейший международный форум «Город образования», который пройдет 7-9 сентября 2017 года на ВДНХ и обещает стать точкой притяжения для педагогов, исследователей и экспертов со всего мира. Именно Москва явилась инициатором проведения этого форума. Наработки столичной системы образования также будут представлены на этом престижном мероприятии.

Подводя итог, а вернее, лишь подводя черту под первой полосой, хочется сказать: «Вперед, от ученика знающего - к ученику умеющему!»

Ирина ИЛЬИЧЕВА
Анонс
Взгляд читателя

Материалы, не вошедшие в номер газеты

Выброшенный вперед
paper_photo