Foundation for Sites
№ 39от 26 сентября

Наши общие возможности. Первый месяц осени подошел к концу. За бесконечной сменой погоды прошли важные для всех события: юные москвичи отправились в школу, а родители и учителя запаслись терпением на целый год. Год этот можно назвать Годом великих юбилеев, главным из которых стал юбилей Москвы. 870 - возраст нешуточный. Таких столиц-долгожителей не так и много.

Юбилей - это всегда подведение итогов и определение перспектив на будущее. В свое время именно Москва дала старт светскому образованию в России: указом Петра I в 1700 году в стенах Сухаревской башни была открыта первая российская школа математических и навигационных наук, в 1707-м - первая медицинская школа, а в 1755-м первый университет. За эти годы, даже века, Москва не потеряла вектор развития российского образования, который был определен нашими предками. И 9 сентября на Красной площади Президент Российской Федерации Владимир Путин подчеркнул, что наша столица остается «динамичной, новаторской, устремленной в будущее», что Москва остается центром притяжения для талантливых, трудолюбивых, образованных людей, для тех, кому по плечу быстрый, напряженный ритм столицы, кто устремился к успеху, к результату, к профессиональному росту.

Мы знаем, что столичное образование развивается в том самом ритме столицы, о котором говорил президент. Московский городской Дом учителя из поступательного движения московского образования не выпадает. В сегодняшнем номере «Учительской газеты-Москва» мы об этом расскажем. Мы не похожи по своей структуре на традиционные учреждения образования, но тем не менее и мы долгожители в этой системе, так как Дом учителя был организован в 1921 году. В последние годы, не отвергая традиций, мы нашли, как мне кажется, некую внутреннюю точку опоры, основываясь на которой мы можем дальше развивать некие свои, как я их называю, культурные, гуманитарные стратегии. Газета расскажет том, что это за стратегии и как они реализуются... Вся работа МГДУ направлена на то, чтобы московский педагог обрел такую площадку, которая сочетала бы в себе возможности профессионального роста и отдыха.

Сразу возникает вопрос, как можно обратить широкую аудиторию к профессиональным и культурным образцам, если это аудитория массовая? Мы нашли такой путь. Путь этот лежит в плоскости продуманного использования ресурса Москвы, а потом и России. В конце августа в Москве прошел форум-семинар педагогического актива. Один из ключевых вопросов форума звучал так: «Надежной школе - надежного учителя». Именно эту проблему и призван решать наш проект «Познавай и совершенствуйся». За эти три года участниками проекта стали почти полторы тысячи московских учителей разных предметов. В программу проекта вошли лекции видных ученых, которые часто представляли академическое направление наук, преподаваемых учителями в школе, посещение НИИ и вузов, знакомство с экспериментальными площадками на производстве. Перечень таких площадок очень велик: от Института мировой литературы РАН до НИЦ имени И.В.Курчатова; кроме того, музеи, театры. Сегодня очень важен профессиональный и культурный кругозор учителя - другому школьник не поверит. Как результат проекта можно рассматривать и межпредметные конференции, а затем периодические публикации работ учителей, в которых и отражался уровень их предметных интересов и возможностей. К активному участию в наших мероприятиях и проектах нам удалось привлечь молодых учителей, получивших в результате практическую возможность профессиональной и культурной адаптации к столичной системе образования и к ресурсам столицы для образования. Но на страницах газеты учителя сами расскажут об этом. В том числе и молодые.

У нас сложились деловые профессиональные, но в то же время и доверительные, товарищеские отношения с московскими педагогами. Именно поэтому мы можем предложить читателям статьи участников наших проектов о том, как и зачем они используют тот ресурс Москвы, который открылся им через наши проекты.

Традиционно в Доме учителя существовали коллективы художественной самодеятельности. Хор, театральные труппы, оперная студия, танцевальный коллектив. Приведу лишь одну цитату о том, зачем нужно учителю заниматься в таких коллективах после непростой и напряженной работы: «Меня часто спрашивают, как я успеваю и где беру силы, чтобы совмещать такой тяжелый труд, как учительский, с не менее тяжелым - актерским... А ответ очень прост: обе эти профессии творческие, обе требуют большой отдачи, но при этом не остаются в долгу и облагораживают тебя изнутри, они позволяют тебе непрерывно существовать в динамике физической и духовной, дополняя друг друга. Учительство само по себе не может быть полноценным, если не содержит в себе актерской составляющей. Чем интереснее мы для учеников, тем больше они стремятся к нам и к изучению нашего предмета. Чтобы удержать класс энергетически и эмоционально, необходимы внутренние силы, а актерство эти силы в тебе воспитывает и развивает» (учитель химии А.Б.Хубларян, школа Марьина Роща имени В.Ф.Орлова).

10 сентября в Музее московского образования (а он относится к структуре Дома учителя) состоялся совместный концерт хора учителей Москвы и мужского хора из Швейцарии. Это была акция объединения двух очень разных по ментальности и истории народов (а не «битва хоров», как теперь принято). О духе этой встречи и ее несомненной пользе вы прочитаете на страницах номера газеты. Мы не забываем и очень важную часть нашего образовательного сообщества: в школу приходят молодые специалисты, потом их называют просто учителями, но с неизбежностью все когда-то становятся ветеранами педагогического труда, чей опыт похож на клад в золотом ларце. Мы заботимся о ветеранах. Для этого работает целая программа МГДУ, но это программа состоит не только из оздоровительных мероприятий в нашем загородном подразделении «Поведники», посещения театров, музеев, иногда и экскурсий в другие города. Мы стараемся помочь ветеранам жить активной творческой жизнью. Для этого и существует хор ветеранов, появился сборник стихов ветеранов «Прошедших дней немеркнущим сияньем душа, как прежде, вся озарена». Ветераны пишут и прозу - мы помогаем издать, редактируем, рецензируем – делаем все, чтобы ветераны жили не в прошлом, как прежде, а здесь и сейчас. Система образования - это не только система, благодаря которой люди, прежде всего дети, накапливают знания. Здесь воспитывается человек, гражданин. Эту систему обеспечивает работа учителя. Но и с задачей столь сложной может справиться только учитель, способный воспринимать полноценно и объемно современный мир, способный, работая в московской школе, воспользоваться уникальными ресурсами Москвы, ее любовью к своим жителям. Недавно завершился Международный образовательный форум «Город образования». Тема форума раскрывала практический опыт по интеграции городских ресурсов для эффективной реализации идей открытого образования, использования потенциала организаций науки, культуры для формирования компетенций будущего школьника. Мы же работаем с учителями, которые эти компетенции должны формировать. Думаю, что Дом учителя на правильном пути в своем развитии.

Нина МИНЬКО
Анонс
Взгляд читателя

Материалы, не вошедшие в номер газеты

Как влиться в детский коллектив
paper_photo