Foundation for Sites
№ 40от 3 октября

Московские образовательные проекты: как построить вектор успеха? «Если ученик не учится творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать», - считал Лев Толстой. Каким должен быть выпускник школы? Этот вопрос сегодня волнует каждого учителя. От современного человека требуется осмысленно действовать в ситуации выбора, грамотно ставить собственные цели и достигать их, действовать продуктивно в личных, образовательных и профессиональных областях.

Профессионалы ХХI века - это специалисты, для которых не существует преград между смежными и совершенно не смежными областями знаний, те, кто понимает разные профессиональные языки, кто при решении сложных комплексных проблем может вступать в полипрофессиональное взаимодействие, кто может без труда профессионально двигаться в разных полях практики. Нельзя дважды войти в одну и ту же воду... Преобразования происходят во всех сферах общества. Изменения в образовании реализуются в трех плоскостях: личность - потенциал - деятельность. На этих трех китах строится траектория развития московского образования. Только тогда не разрушаются фундаментальная педагогика и фундаментальная культура, а школа остается открытой и доступной. Московские образовательные проекты дают возможность каждому ребенку, каждой московской семье обрести уверенность в завтрашнем дне. Проект «Московская электронная школа» позволил создать совершенно новую информационную среду в каждой образовательной организации. Сценарии уроков, общегородская библиотека электронных образовательных материалов, облачная интернет-платформа с учебниками, пособиями, медиаресурсами, содержащими образовательные ролики, - это одна из самых эффективных моделей надежной школы ХХI века.

Уникальные проекты «Медицинский класс в московской школе», «Инженерный класс в московской школе» дают реальную возможность обучающимся определить для себя индивидуальную образовательную траекторию не только в условиях своей школы, но и за ее пределами. Так, например, проекты «Университетская суббота» и «Профессиональная среда» прочно вошли в календарь многих старшеклассников. Во все времена, во все эпохи культурные ценности сохранялись, потому что культура - это сердце нации, так же как и язык. Как сформировать в ребенке чувство российской национальной идентичности, гражданственности и патриотизма?

С чего начинается любовь к Родине? Конечно, с семьи, со школы... С изучения исторической судьбы России. С разговора о многообразии культур и религий в нашем государстве. Вот почему кадетское образование обретает в Москве все больший интерес. Кадетские классы в школах - это гордость нации, это возрождение летописей семейных военных династий и традиций. Москва - открытый город. Проектно-исследовательская деятельность в школах играет важную роль в успешном развитии ребенка. Метапредметные олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы», «Не прервется связь поколений» и культурологическая олимпиада «История и культура храмов столицы» приобрели новое звучание. Диалоги о сохранении вечных ценностей, о любви к России все чаще ведутся в музеях Москвы. Правительство города сделало неоценимый подарок детям - бесплатное посещение московских музеев, а это более 90 столичных учреждений.

«Здоровый нищий счастливее больного короля» - это высказывание Шопенгауэра должно красной нитью проходить через сознание ребенка с момента его рождения. Культ здоровья воспитывается в семье, а школа создает только продолжение этой среды здорового образа жизни. Широкий спектр услуг дополнительного образования предоставляется не только обучающимся, но и жителям социума: спортивные залы, кабинеты 3D-моделирования, танцклассы, межшкольные стадионы. А золотой значок ГТО - мечта и реальная возможность каждого.

Проект Департамента образования города Москвы «Сотрудничество с сельской школой» предполагает использование ресурсов столичных школ и выстраивание отношений социального партнерства с коллегами из сел России. Для села школа является практически единственным институтом культуры. Если умирает школа, то вместе с ней и само село.

Участие в чемпионатах профессионального мастерства WorldSkills, JuniorSkills мотивирует ребят на выбор предпрофессионального и профильного обучения.

Большое внимание Правительство Москвы и Департамент образования уделяют детям с ограниченными возможностями здоровья. Чемпионат «Абилимпикс» - это их конкурс. Без сомнения, школа открыта для всех. Важно правильно построить свой вектор, приводящий к успеху!

Валерий ТИХОНОВ, председатель межрайонного совета директоров образовательных организаций №15, директор школы в Капотне

Анонс
Взгляд читателя

Материалы, не вошедшие в номер газеты

Когда дело всей жизни - это престижно
paper_photo