Foundation for Sites
№ 43от 24 октября

За процессами увидеть личность. Перед образованием в России стоит крайне трудная и системная задача - создать и развить уникальное единое образовательное пространство в каждой школе каждого района, города, области. Учащиеся, меняя место жительства, не должны терять возможность обучения в любом регионе нашей страны. Для этого необходимы стыковка программ, единые учебники, универсальная система оценок. Однако процесс обучения должен учитывать этнографическую самобытность местности и индивидуальность ребенка, сохраняя стабильно высокие возможности получения качественных знаний. Разработка единой системы российского образования - тема, открытая для профессиональных дискуссий, обсуждений, новых предложений, и требует тщательного планирования как на методическом, так и на организационном уровне. Важно отметить, что нельзя понимать единое образовательное пространство России как глобальную стандартизацию всех процессов, как тотальную модификацию существующей образовательной среды. В современном образовании разнообразие не инструмент получения результата, а важный гуманистический принцип организации.

Сохранение уникальных культурных особенностей, учет индивидуальных образовательных потребностей детей, принятие во внимание учебных возможностей семьи, школы, региона приводят нас к необходимости построения индивидуальных образовательных маршрутов каждого ребенка.

В Москве найдено решение: любой школьник, как в рамках МСД, так и в рамках всего столичного образования, может найти ту нишу, где сможет удовлетворить образовательные потребности, в какой бы школе он ни учился. Главное - понимать, что все школы Москвы выполняют единые общегородские задачи!

В районах Теплый Стан и Коньково живут почти триста тысяч человек. Это значит, наш межрайонный совет директоров объединяет количество жителей, равное таким городам, как Мурманск, Вологда, Владикавказ. Целый город! У каждого жителя свои образовательные и культурные запросы, и он их может удовлетворить, не выходя за рамки нашего условного города - межрайона. На плечах МСД большая ответственность - надо услышать голос каждого нашего жителя.

Радует, что в последние годы повысился конкурс в педагогические вузы, молодежь заинтересовалась педагогической профессией. Во многом это связано с улучшением материального стимулирования учителей в рамках исполнения указов Президента РФ. Необходимо понимать, что в наше время для молодых преподавателей помимо материальной заинтересованности важными мотивами являются: возможность профессионального развития, самореализация, карьерный рост. Образовательное пространство межрайона должно быть гибко выстроено для реализации разнообразных профессиональных установок как молодых, так и опытных педагогов. Одним из наиболее перспективных мотивов профессионального развития выступает обогащенная образовательная среда, в рамках которой учителя создают собственные сценарии уникальных уроков, осуществляют обмен опытом на мероприятиях различного уровня, непрерывно повышают квалификацию.

Таким образом, стимул профессионального роста находится в самом образовательном сообществе. Педагог выступает не в роли исполнителя, а является активным создателем образовательной среды межрайона. В межрайоне-24 созданы неформальные общественные объединения учителей, нацеленные на решение творческих и управленческих задач в образовании. Ассоциация «Педагоги XXI века», например, осуществляет внедрение новых профессиональных стандартов педагогов и непрерывный систематический учительский рост.

Москва создает очень интересную инструментальную базу - «Московскую электронную школу». Это не только информационное обеспечение учебного процесса, здесь заложены более глубокие идеи. Во-первых, это непрерывное повышение квалификации, причем не формальное, а идущее органично со стороны самого педагогического сообщества. Во-вторых, это создание условий для свободы творчества, что дает учителям возможность разрабатывать свои собственные сценарии уроков и обмениваться ими.

Основная идея нашей работы - не управлять участниками образовательного пространства, а предлагать продуктивные условия для становления самостоятельной личности, формировать социальный оазис субъектности учащихся, родителей, педагогов.

Маргорита БУТЫРСКАЯ, директор школы №1532, председатель межрайонного совета директоров районов Теплый Стан и Коньково

Анонс
Взгляд читателя
paper_photo