Foundation for Sites
№ 52от 26 декабря

Школа, которая меняет нас. Будущее наступило, и это аксиома. Вопрос не в том, правда это или нет, будем ли мы об этом только рассуждать или примем как данность. Вопрос только в том, какое место мы займем в этом наступившем будущем.

Казалось бы, еще совсем недавно школа была замкнутой системой, и никакое внешнее воздействие, даже меняя форму, не меняло ее сути: единство учителя, ученика и знаний, где учитель стоял между наукой и ребенком. И какую веху развития школы мы ни возьмем, суть одна. И древнегреческий мудрец был единственным источником знаний для своих учеников. И монастырские школы Средневековья, и даже продвинутые школы эпохи промышленной революции - все они так или иначе были зациклены даже не на личности учителя, а на процессе передачи знаний от учителя к ученику, а само слово «учитель» было вполне созвучно слову «пророк». Появление в XX веке массовых школ, объявленные на государственном уровне доступность и всеобщность образования - даже это не изменило сути образовательного процесса и образовательной цепочки «знания - учитель - ученик».

Однако властно наступающая эра информатизации и цифровых технологий требует существенных изменений в образовательной среде деятельности постиндустриального общества. Два десятка лет назад компьютер занимал целую комнату, а мобильный телефон был диковинкой. Сегодня Россия занимает одно из первых мест в мире по количеству мобильных телефонов на душу населения, а компьютер умещается в дамской сумочке. Бурный рост научных знаний и открытий неудержимо увлекает нас за собой, он не может ждать, пока мы к нему приспособимся. А поскольку, как писал поэт Арсений Тарковский, «грядущее свершается сейчас...», то и школа как неотъемлемая часть этого грядущего меняется тоже и обязательно меняет нас.

Современная школа, в том числе и московская школа, - это уже не закрытая система, формирующая детскую личность по удобным ей законам. Нет! Современная школа - это открытая дверь для маленького человека в большой мир. Цели и задачи современной школы формируются потребностями города, страны и общества. Успех каждого ученика - это гораздо больше, чем его личное достижение. Теперь это сложный симбиоз и мастерства учителя, и индивидуальных способностей, и талантов каждого ребенка, и той образовательной среды, в которой этот ребенок оказывается, и тех механизмов, которые были использованы и учителем, и школой для достижения результатов.

В этой новой реальности именно школа является отправной точкой всех грядущих достижений и открытий нашей страны. И очень важно, чтобы это понимали все участники образовательного процесса. Школа меняется постоянно, и меняется очень быстро! И для того чтобы успеть за этими изменениями, мы должны меняться вместе с ней, иначе мы безнадежно отстанем от собственных учеников. Современная школа – это общедоступная образовательная среда, абсолютно прозрачная и открытая каждому. И наши ученики быстро осваивают эту среду. Они уверенно себя чувствуют в ситуации постоянной публичности, они имеют возможность сравнивать школы и сравнивать нас, а это значит, что мы, их учителя, должны уметь жить «за стеклом» и быть интересны каждому ребенку и его родителям.

Современная школа - это неограниченное пространство возможностей. Начинаясь локально внутри школьного здания, оно расширяется до масштабов города, страны, мира. И наши ученики хорошо знают, что современные технологии позволяют им побывать в любой точке планеты, не выходя из-за парты, и учитель больше не является единственным источником знаний для своих учеников. Следовательно, он должен уметь создать такое образовательное пространство, в котором каждый ребенок найдет свой путь и свое место в жизни. Сегодня московская школа приобрела новый облик, произошла информатизация системы среднего образования. Максимальное использование IT-технологии для обучения и совершенствования управления учебным процессом, Интернет, локальные сети и wi-fi, персональные мобильные устройства учителей и учащихся - школам открывается широкий доступ в общегородскую библиотеку электронных образовательных материалов - облачную интернет-платформу, содержащую пособия, учебники, задачники, хрестоматии, медиаресурсы. Родители участвуют в школьной жизни ребенка в режиме онлайн. Этому в полной мере способствует городской проект «Московская электронная школа».

Современная школа - это интегратор личностного развития и социального роста учителя. Личность учителя никогда не утратит своей важности и значимости в жизни ребенка, ведь как бы ни расширялись возможности школы, какие бы инновационные технологии ни внедрялись в образовательный процесс, доброта, человечность, милосердие, любовь к семье, любовь к Родине и многое-многое другое, формирующее социальный опыт ребенка, по-прежнему передается только от человека к человеку. И наши ученики смотрят на нас и берут с нас пример. А это значит, что современный учитель - это личность! Личность цельная, нравственная, гуманная и увлеченная. И задача современного учителя не только пройти с ребенком его путь от ученика знающего к ученику умеющему. Нет! Все намного сложнее! Задача современного учителя - открыть перед ребенком мир во всей его сложности, многообразии и красоте. И чтобы с этой задачей справиться, мы, учителя, должны попасть в ритм неизбежных перемен. Должны понять, что мы больше не ведем за собой своих учеников, а идем рядом с ними. Мы не должны навязывать им свои взгляды, но должны смотреть с ними в одну сторону, помогая им правильно оценивать то, что они видят. И тогда, как бы ни менялся мир, как бы ни менялась школа, как бы ни менялись мы сами, главное останется неизменным - формирование достойного общества достойных людей.

Ирина БОРОДИНА, председатель межрайонного совета директоров №2, директор школы № 2054

Анонс
Взгляд читателя

Материалы, не вошедшие в номер газеты

Урок в музее
paper_photo