Foundation for Sites
№ 3от 16 января

Будущее строим здесь и сейчас. Эпоха перемен, насыщенность и быстрота происходящих событий диктуют новые требования ко всем сферам нашей жизни. Глобализация экономики, информатизация общества, развитие новых отраслей производства, технологий, укрепление безопасности страны формируют компетенции будущей личности. Новое поколение и новая Россия заставляют школу переосмысливать и оценивать эффективность своих действий, направленных в будущее.

Перефразируя высказывание древнегреческого философа Диогена: «Основа любого государства - образование своей молодежи», напрашивается вывод, что образование определяет направление и успешное развитие будущего любой страны. Мы должны создать условия для творческого развития каждого ребенка, способного в скором времени решать задачи, которые сегодня, возможно, еще даже не сформулированы. «Именно образованные, творчески и духовно здоровые люди, а не природные ресурсы или ядерное оружие, будут главной силой России этого и последующего веков» (В.В.Путин). На страницах этого номера «Учительской газеты-Москва» мы попытаемся определить место и роль нашего МСД №29 в системе московского образования, а также возможности образовательных организаций, входящих в его состав, по созданию условий повышения его результативности. Итак, заглядывая в завтрашний день...

Сегодня у школ появилась возможность начинать образование детей с более раннего возраста, учить именно тогда, когда ребенок больше всего этого хочет, - с 3-4 лет. Дошкольное образование - это фундамент будущей успешности ребенка. Финансирование больших образовательных организаций обеспечивает возможность создания доступной единой образовательной, информационно-развивающей среды, начиная с дошкольного возраста. Преемственность образования, стремление к общим целям, решение единых задач помогают дошкольникам подготовиться к обучению на уровне начального общего образования. «Учение без мучения» продолжается, дети с радостью бегут на уроки к учителю, ведь они с ним познакомились задолго до начала их школьной жизни. Открытость образовательных организаций, активное участие родительской общественности в жизни школы еще на этапе дошкольного образования повышает уровень доверия. Наверное, это помогает в среднем 75 процентов родителей сделать выбор для дальнейшего обучения в своей образовательной организации. А коллективы продолжают искать ответ на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы школа стала вторым домом?»

И на первый план выходят классные руководители и воспитатели - педагоги, от которых напрямую зависит создание психологически комфортных условий пребывания ребят в образовательной организации. Именно они связующее звено между детьми, родителями и школой. От их профессионализма во многом зависит, сможет ли современная школа успешно решать поставленные перед педагогическими коллективами задачи.

Участие в городских проектах (инженерные и медицинские классы, кадетские классы, «Московская электронная школа», «Готов к учебе, жизни и труду»), профессиональные конкурсы разного уровня, новые образовательные технологии открывают широкие возможности для профессионального роста современного учителя, развития его карьеры. Высокотехнологичное оборудование, которое сегодня приходит в школы, новые образовательные технологии обязывают учителя работать на опережение. Сдать квалификационное тестирование, поучаствовать в географическом, этнографическом, историческом диктантах - это уже не необходимость, а потребность. А как иначе можно воспитать честность и порядочность, чувство ответственности у выпускника за себя и за тех, кто причастен к формированию его личности? Воспитание социальной ответственности, гражданственности и патриотизма - ключевые направления воспитательной работы.

В этом номере мы хотим представить свое видение решения этой проблемы. Один из великих психологов, крупнейший мыслитель XX века Эрих Фромм утверждал, что эволюция человека зависит только исключительно от его способности передавать знания будущим поколениям. Использовать накопленный колоссальный опыт воспитания подрастающего поколения поможет уча в совместной работе ветеранов педагогического труда.

Задумываясь о будущем сегодняшних школьников, нельзя не учитывать интересы детей с особыми потребностями. За одной партой с высокомотивированными, одаренными детьми в классах могут обучаться дети с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование - реалии современной школы. Как помочь таким выпускникам успешно интегрироваться в социальную среду, не потеряться в мире профессий, найти свое место в социуме?

Жизнь вокруг нас стремительно меняется, круговорот изменений затягивает и подрастающее поколение. Во что вчера еще верилось с трудом - сегодня реальность. Уходят в прошлое в настоящий момент очень востребованные профессии, им на смену приходят новые. Агентством стратегических инициатив и бизнес-школой «Сколково» разработан атлас новых профессий, которые будут востребованы уже к 2025 году. На смену финансистам, социальным работникам, дизайнерам, провизорам приходят мультифинансист on-line, менеджер социальных сетей, экоурбанист/экодизайнер, биофармаколог. Профессии учителя и врача трансформируются - виртуальный/интерактивный учитель, it-медик. Наибольшее количество новых профессий появится в медицине, электроэнергетике, строительстве и космонавтике. Поэтому одним их приоритетных направлений деятельности образовательных организаций является профориентационная работа. В системе профильного образования в школах принимают активное участие вузы, колледжи, научные организации, технопарки, музеи, предприятия. Университетские субботы помогают сориентировать школьников в мире профессий, а участие в конкурсах WorldSkills, JuniorSkills, «Абилимпикс» дает возможность попробовать свои силы, сделать правильный выбор.

Существенно расширить горизонты возможного для повышения результативности каждой отдельно взятой образовательной организации помогает сетевое взаимодействие с ресурсными школами, учреждениями высшего и среднего профессионального образования, социокультурными учреждениями города. Нельзя недооценивать роль входящих в состав нашего МСД Московского колледжа управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно», Юридического колледжа в совместной работе в направлении предпрофильной и профильной подготовки.

Понятие конвергентного образования прочно входит в нашу жизнь. Интеграция общего и дополнительного образования как способ повышения качества обучения играет важную роль в подготовке грамотного, мотивированного и готового к дальнейшему освоению профессии выпускника. Доступ к получению дополнительных образовательных услуг сегодня есть у каждого школьника. И замечательно, что дети могут заниматься в кружках, студиях и спортивных секциях любой школы. Практическая направленность дополнительного образования помогает личностному и профессиональному самоопределению детей и подростков. Наш МСД постоянно работает в направлении расширения спектра предоставляемых дополнительных образовательных услуг. Организовать досуг, повысить мотивацию, подготовить призеров и победителей олимпиад и конкурсов - задача не из легких. Здорово, что у педагогов появились помощники - вчерашние мальчишки и девчонки, а сегодня - коллеги, руководители «Кружков от чемпиона». Ежегодно результаты совместной работы мы демонстрируем на фестивале «Наши общие возможности - наши общие результаты». Объединение всех внутренних ресурсов, правильное их использование, привлечение внешних ресурсов и социальных партнеров, сотрудничество в финансово-хозяйственной сфере объединяет образовательные организации в составе нашего МСД. Вместе мы стараемся внести свой вклад в развитие столичного образования. Сохранилась ли конкуренция? Конечно, мы продолжаем бороться за каждого ученика, но это позитивная борьба, дающая толчок к дальнейшему развитию и движению вперед.

Все ли мы сделали сегодня для нашего общего завтра, есть ли неиспользованные ресурсы? Конечно, есть - реализация единой программы развития МСД! Начинаем работать в этом направлении. Предложенные в номере рубрики дадут возможность переосмыслить и определить направления дальнейшей деятельности, обозначить краткосрочные проекты на дальнюю перспективу. Уважаемые коллеги, приглашаем вместе с нами подумать: что может сделать школьный учитель, чтобы воспитать профессионала будущего? Как воспитать конкурентоспособного и эффективного выпускника, способного уважать иные культуры, не теряя при этом свою?

Учитель, сегодня в твоих руках будущее страны! Тебе быть первым!

Елена УКОЛОВА, директор школы №1034, председатель межрайонного совета директоров районов Братеево, Зябликово, Орехово-Борисово Северное, Орехово-Борисово Южное

Анонс
Взгляд читателя

Материалы, не вошедшие в номер газеты

О поисках новых смыслов
paper_photo