Foundation for Sites
№ 5от 30 января

Маленькие хозяева школьных музеев.

«Меняющийся музей в меняющемся мире» - это отражение существующей реальности. Современные музеи фактически становятся центрами образования, культурной информации и технических инноваций. Современное московское образование полностью отвечает требованиям постоянно меняющегося времени - живет в стремительном ритме одного из крупнейших мегаполисов мира. Единое городское культурное, научное пространство предоставляет сегодня широчайший спектр возможностей для личностного роста детей, педагогов, родителей, и прошедший в сентябре форум «Город образования» ярко это продемонстрировал.

По решению Правительства Москвы 90 музеев столицы с начала учебного года ежедневно доступны школьникам для свободного посещения, и каждое третье воскресенье месяца - взрослым. Отражением интеграции музеев с социальным пространством и расширения их образовательных функций стало интенсивное развитие школьных собраний экспонатов. Выпуск «Учительской газеты-Москва» мы решили посвятить их развитию и обновлению.

Школьный музей - это полноправная часть образовательной среды, требующая постоянного внимания и обновления. А этому способствуют все актуальные идеи: интерактивные формы, цифровые технологии, мультимедийные ресурсы. Музейный бум является неоспоримым фактом сегодняшнего дня. Если еще несколько лет назад музыкальные вечера и перформансы, проходившие в ведущих столичных музеях, были ярким исключением из правил, то сегодня они стали привычными. А школьный урок в музее - это уже распространенная, востребованная и тоже почти привычная форма работы для московских педагогов.

Ребенок с рождения познает окружающий мир, совершает открытия и выводит свои закономерности, ежеминутно «вручную» исследуя его. Подростки уже на другом уровне пробуют мир на прочность, ставят под сомнение любые ценности и факты - только собственные переживания, только личный опыт становятся наиболее значимыми в переходном возрасте. Экспонаты, собранные в школьных экспедициях, стали основой для разработки программ и проектов, предусматривающих самостоятельное ознакомление с коллекциями предметов, создание интерактивных экспозиций, позволяющих посетителю и выбирать свои маршруты, и выстраивать собственный ассоциативный ряд. Очень важны личные впечатления ребят, переживания, эмоции. «Для музея наступило время людей. Не вещей, историй, а людей. Мы уложили все это в формулу, в которой музей для нас - это совокупность трех составляющих: человек, пространство и время». (В.Шалай, директор Приморского государственного объединенного музея имени В.К.Арсеньева, вдохнувший новую жизнь в дальневосточный краеведческий музей с более чем столетней историей.) Парадный китель с орденами, простреленная каска, металлическая фляжка, сплющенная под гусеницами многотонного танка, обожженный в пламени планшет с картами, пожелтевшие от времени треугольники писем и фотографии убедительнее тысячи слов смогут объяснить ребенку понятия «мужество», «героизм» и «воинская доблесть». При этом реконструкцию битвы за Москву можно сделать с использованием 3D-принтера, с помощью мультимедийного проектора воссоздать фрагмент боя. В недалеком будущем в школьном музее появятся и элементы дополненной реальности.

Дымковская игрушка или кукла-оберег, сделанные своими руками, возможность спрясть коврик на старинной прялке или поставить чугунок в печь с помощью ухвата позволяют реально воспроизвести целые пласты уклада жизни предыдущих поколений, лучше и точнее понять мировоззрение и характер героев классических произведений, а школьная рекреация становится мотивирующим квест-пространством. Оригинальное визуальное оформление классных комнат, холлов, фойе, традиционные мероприятия с участием родителей и гостей и школьные музеи создают ту стимулирующую воображение ребенка атмосферу, в которой у него рождается вдохновение, просыпается фантазия, появляется интерес и к учебному процессу, и к его содержанию, пробуждается желание творить. Школьное пространство одновременно и узнаваемо, и уникально. Надеюсь, что на страницах нового выпуска «Учительской газеты-Москва», подготовленного межрайонным советом директоров №7, вы найдете много и знакомого, и интересного, и мы с радостью приглашаем вас на экскурсию по школьным музеям.

Татьяна СМИРНОВА, директор школы №1564, председатель межрайонного совета директоров №7 районов Митино и Строгино

Анонс
Взгляд читателя

Материалы, не вошедшие в номер газеты

МЭШ. Новые возможности, новые компетенции
paper_photo