Foundation for Sites
№ 13от 27 марта
Равные возможности для высоких результатов.

За последние годы темпы развития современных технологий существенно выросли. Что особенно важно – именно благодаря таким технологиям появилась возможность гарантировать равные возможности достижения высоких результатов для всех.

Приоритетной задачей руководителя школы является создание безопасных условий для обучающихся и воспитанников. Для ее успешного решения существует широкий спектр возможностей. Использование управленческой командой учреждения в своей деятельности систем видеонаблюдения стало одной из них. Правильное применение системы видеонаблюдения позволяет не только обеспечить высокий уровень безопасности учреждения, но и предупредить множество ситуаций, вследствие которых могут повлечь опасность для здоровья детей.

С развитием системы видеонаблюдения руководители московских школ стали применять ее и в других сферах своей деятельности. И сегодня видеонаблюдение стало не только эффективным управленческим инструментом в руках успешного руководителя образовательной организации, но и основой для защиты школы от необоснованных претензий и разрешения конфликтных ситуаций. Стремительное оснащение московских школ самым современным оборудованием позволило существенно обогатить и повысить результативность деятельности образовательных учреждений, специализирующихся на обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Повсеместное внедрение в учебный процесс таких учреждений информационно-коммуникационных технологий не просто создает условия для всестороннего развития личности ребенка, а стирает границы в обучении детей с разными образовательными возможностями и потребностями, позволяя им получать всестороннее образование по индивидуальным траекториям обучениям, стимулировать познавательную активность и становиться полноценными участниками учебного процесса. Такие условия становятся залогом не просто получения детьми с ограниченными возможностями здоровья полноценного и качественного образования, а формируют среду, в которой ребенок незаметно для себя с успехом участвует в различных видах деятельности.

Возможность конкурировать со здоровыми сверстниками способствует гармоничной интеграции и социализации в современном обществе, позволяя всем детям становиться активными участниками общественной жизни.

Алена ШАХОВА, начальник государственного казенного учреждения города Москвы «Дирекция по обеспечению деятельности государственных учреждений Департамента образования города Москвы»

Задание на будущее.
Система столичного образования чувствует пульс времени.

Разговор о сегодняшнем образовании хочется начать с цитаты из замечательной речи народного учителя СССР Владимира Караковского на Всероссийском совещании работников образования: «Мир образования характеризуется сегодня необычайной противоречивостью суждений, поисков, ситуаций в условиях начала коренных перемен, долгожданной свободы выбора, прорыва в гуманистическую школу будущего... И в центре всей этой немыслимой круговерти - трагический и прекрасный образ Учителя. Почему трагический? Потому что все человеческие неудачи - это его неудачи. В то же время он прекрасен, потому что все лучшие деяния на земле вдохновлены и подготовлены им. Без учителя нет ни героя, ни поэта, ни политика, ни ученого». Сказано точно, емко, на перспективу... Действительно, сегодня учитель – ключевая фигура фундаментальных изменений в образовании вообще, а в московском особенно.

Система столичного образования чувствует пульс времени. Именно поэтому идеи Послания Президента РФ московскими педагогами были услышаны и органично восприняты. А президент, обращаясь к нам как к гражданам и работникам системы образования, сказал: - Наши дети мечтают о России, устремленной в будущее... Смелые мечты всегда работают на большую цель, и мы должны раскрыть талант, который есть у каждого ребенка, помочь ему реализовать свои устремления. В классах формируется будущее России. Школа должна отвечать на вызовы времени, тогда и страна будет готова на них ответить... Нужно переходить и к принципиально новым, в том числе индивидуальным, технологиям обучения, уже с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху.

Сегодня с реализацией проекта «Техносфера современной школы» Москва получила все возможности, чтобы качеством обучения своих учеников «быть с веком наравне».

Совсем недавно мэр Москвы Сергей Собянин призвал учителей участвовать в формировании стратегии развития столичного образования, а сами учителя предложили разработать стандарт учителя московской школы. Безусловно, в основе такого стандарта должны лежать такие ценностные ориентиры, которые позволят учителю передать ученику не только предметные знания, набор современных общеучебных навыков и технологий, но и высокую культуру, определенное мировоззрение, которое позволит ученику стать наследником великой цивилизации, воплощенной в истории и культуре страны. Недавние победы наших хоккеистов - это как раз доказательство того, что мы умеем воспитывать людей, способных постоять за честь Отчизны. Московский городской Дом учителя сознательно поставил перед собой задачу помочь учителям столицы развить, а иногда и сформировать, правильные представления о культуре страны, ее истории, о последних достижениях науки. Сегодня учитель должен много знать и многое видеть, так как именно он формирует интеллектуальную и культурную среду, в которой несколько лет должен находиться юный москвич. Совершенно очевидно, что профессиональные интересы находятся в тесной связи с духовными и культурными потребностями учителя. Учитывая этот факт, мы выстроили целые направления экскурсионных маршрутов для учителей разных предметов. Но Россия столь богата мемориальными памятниками, центрами, музеями, что некоторые экскурсионные маршруты объединили учителей разных предметов.

Мы открыли регулярные поездки для учителей к истоку Волги. Что дало это предметникам? Во-первых, все побывавшие там увидели, как начинается река, которую наше сознание воспринимает как национальную святыню. А колыбель великой реки очень скромна - ручеек под часовенкой, рядом два храма – основа возрождаемого Ольгина монастыря. Только побывав здесь, учителя-словесники осознают, что заставляло приезжать сюда драматурга Александра Островского, художника Ивана Шишкина и почему в 1995 году патриарх Алексий II освятил исток Волги. Историкам было нелишне почувствовать цинизм фашизма как идеологии: часовня над ручейком была сожжена, а колодец засыпан мусором и грязью. Реализовалась кощунственная мысль -задушить Волгу в колыбели. А здесь же Торжок, который так манил А.Пушкина: поэт не забывал посетить этот городок, и это сделало его привлекательным для изучения пушкинистами. А озеро Селигер, где тоже побывали учителя! Об этом много можно рассказывать. Сколько впечатлений и приобретенных знаний!

Любые технологии в руках учителя всего лишь инструмент, при помощи которого он транслирует знания ученику. Чтобы учитель профессионально рос и развивался, ему нужны время и широкий спектр возможностей для развития. И есть необходимость воспитывать в учителях понимание своих исторических корней. Вехами в освоении культурного и природного богатства страны стали поездки в Волгоград, Калининград, Кострому. Все перечислять не имеет смысла. Важно, что организованные программы принесли убедительный результат. Такие маршруты Дом учителя стал осуществлять не в форме единовременных событий, а в форме программы, которую учителя оценили как эффективную. Свою работу Дом учителя строит так, чтобы помочь московским педагогам чувствовать себя свободно в культурном и историческом диалоге с учениками и их родителями. За небольшое время мы постарались выстроить знакомство учителей с системой работы знаменитых на всю Россию библиотек - от отдела редкой книги в РГБ, Исторической библиотеке до культурных центров Америки, Франции в Библиотеке иностранной литературы. Этот ряд мероприятий неожиданно был встречен учителями как нечто неизвестное и новое. Это ведь не просто библиотеки, а национальные культурные центры, дающие сегодня учителю колоссальные возможности не только для обучения детей, но прежде всего для их просвещения. Московские школьники должны понимать возможности подобных центров. И это будет. Если потенциал таких площадок будет понимать сам учитель. Планируя свои проекты, мы стремимся построить их так, чтобы учителя осознали границы своей компетенции и начали испытывать потребность в саморазвитии. А потребность эта формируется при определенном культурном запросе. Но запрос удовлетворяется предложением. И вот уже третий год совместно с Музеем Москвы мы выстраиваем цикл занятий в жанре лекции-экскурсии по улицам города. Ведь Москва - это живой исторический музей. И музей уникальный. Ведь не всякий город России может дать наглядное представление о возможности на одном городском пространстве сосуществовать веками трем конфессиям. А побывав на маршруте православный храм - мечеть - синагога, учитель не только начинает «видеть» город, но и понимать принцип толерантности как вечное условие единения людей разных национальностей. А именно с этим учитель встречается в классе. Нам кажется, что сегодня имеет смысл разработка особого проекта «Московский учитель в культурно-историческом пространстве Москвы». Ведь если учитель сам не освоил культурный и исторический ресурс столицы, то он не сможет помочь ученикам стать настоящими москвичами, осознать свою причастность к великим истории и культуре. Одна из воспитательных задач на сегодня много лет назад будто бы для нас была сформулирована Владимиром Гиляровским: «Я - москвич! Сколь счастлив тот, кто может произнести это слово, вкладывая в него всего себя. Я - москвич!»

Не остался в стороне от решения этой задачи и Музей московского образования, открывший маршруты для детей и взрослых по Замоскворечью, району, который становится символом старой Москвы. Побывать на таких экскурсиях профессионально полезно не только учителям гуманитарных предметов, но и математикам. Ведь долговечность построек в этом районе столицы обеспечена не только искусством архитекторов, но и соединением знания математики и механики строителями. В своей работе Московский городской Дом учителя направленно старается обеспечить московским учителям возможность выстраивать свою педагогическую деятельность как культурное явление. Но немаловажные задачи мы решаем, планируя выезды московских учителей в другие города в соответствии с профильным направлением, в котором работает учитель (кадетские классы, инженерные, медицинские). Поездка в Петербург дала возможность учителям, работающим в кадетских и инженерных классах, в условиях пребывания на военном корабле послушать рассказ военных специалистов об устройстве, тактических и стратегических возможностях таких кораблей. Разумеется, возможность участия в таких поездках учителями оценивается в высшей степени положительно. Такой опыт дает возможность учителю чувствовать себя увереннее в профильных классах, где методическая база только начинается создаваться. Мы очень надеемся, что возможности и усилия Дома учителя помогут нашим педагогам соответствовать статусу московского учителя, в работе которого высокая общая культура должна сочетаться с объемом профессиональных знаний.

Нина МИНЬКО, директор Московского городского Дома учителя

Анонс

Материалы, не вошедшие в номер газеты

Хакатон - креативная работа в команде
paper_photo