Foundation for Sites
№ 17от 24 апреля

Зачем мы это написали? Когда мы готовили этот номер, сильно спорили и ругались. Мне казалось, что получающиеся статьи совсем непригодны для учителей. Они чаще напоминали журнальные публикации - с обилием ссылок, специфической терминологии, штампованных фраз и тому подобного. Исподволь сквозило желание вузовского преподавателя научить чему-то «читателей-студентов». Потому много раз переписывали, что-то вообще решали не публиковать - пусть лучше материал идет в научные журналы.

Но в итоге, как мне кажется, номер получился сбалансированным. Здесь есть и живые впечатления студентов от встречи с суровыми реалиями школьной жизни, и сетования премудрых профессоров на попытки перестроить подготовку этих самых студентов, и романтические переживания наших научных сотрудников про школу и университет будущего.

Номер получился разнообразным и вполне адекватным разнообразию самого университета. Это меня радует, поскольку университеты когда-то и создавались как бульон разных мнений, пространство для дискуссий, в ходе которых рождались новые идеи, смыслы, технологии. В этом и состоял замысел университета - погрузить студента в дискуссии исследователей-«разномышленников», в ходе которых он смог бы обрести собственное мнение, стать самостоятельным и свободным. Научение профессии никогда не было главной задачей университетов. Сначала нужно научиться мыслить, а уж потом задумываться, в какой профессии применить свои навыки. Отчасти этим обусловлено деление на бакалавров и магистров. Бакалавры - свободные люди, умеющие искать и находить себя. Магистратура - профессионалы, понимающие азы мастерства и способные самосовершенствоваться.

Чем может быть полезен этот номер? Здесь тоже по-разному. Кому-то интересно посмотреть на обзор представлений о навыках XXI века и задуматься над тем, что он сам делает в свете горизонтов и стратегий обновления образования. Кого-то более предметно заинтересуют информационные технологии и оценка мифов об их использовании. Кто-то, интересуясь политикой, сможет сопоставить образовательные платформы бывших кандидатов на первый пост в стране. Кому-то важно будет понять, как из соображений взаимной пользы настроить работу со студентом-практикантом. Кого-то заинтересует, что можно посоветовать выпускникам при поступлении в городской университет, какие новые профессии появляются. Кому-то, может быть, просто захочется почитать анекдоты и посмеяться. У нас очень даже веселая профессия.

Мне, конечно, больше всего понравились заметки наших студентов. Они вполне живые и неподдельные. Там есть с чем поспорить, видны какие-то наши недоработки, но размышления про учительский азарт очень даже вдохновляют, это значит, что студенты на самом деле могут ощутить истинный интерес к учительской профессии. Я думаю, это как раз то, чего сейчас очень не хватает, - умение отказаться от штампованных казенных отчетно-показательных фраз и научиться говорить то, что на самом деле думаешь. Но для этого и нужна «Учительская газета». Иначе зачем она нам?

Игорь РЕМОРЕНКО, ректор МГПУ

Анонс

Материалы, не вошедшие в номер газеты

Правда и ложь о цифровом образовании
paper_photo