Foundation for Sites
№ 33от 14 августа

Столичное образование достигло выдающихся результатов. Мы понимаем, что значительный вклад в эти результаты вносят высокая мотивация и талант столичных учащихся, но также мы уверены, что такие результаты были бы невозможны без новой и грамотной интеграции существующих ресурсов московского образования.

Одна из передовых идей - организация тематических образовательных проектов. Уже сейчас в рамках проекта «Медицинский класс в московской школе» объединены сотни школ, университетов, учреждений здравоохранения, центров технологической поддержки образования. Будущие студенты-медики уже в школе приобретают практические компетенции в процессе работы в действующих медицинских лабораториях, выполняют сложные исследовательские проекты, проходят практику в ведущих медицинских учреждениях столицы.

Не секрет, что в девяностые годы сильно потеряло в качестве инженерное образование, были утрачены связи технических вузов с производственными предприятиями. Для повышения качества инженерно-технического образования в столице реализуется проект «Инженерный класс в московской школе». На данный момент для многих школ закуплено современное лабораторное оборудование, которое активно используется не только для проведения уроков, но и для индивидуальной проектно-исследовательской работы, результаты которой успешно представлены на всероссийских и международных конкурсах и конференциях. В рамках этого проекта на одной образовательной площадке объединены столичные школы, профессиональные колледжи, вузы, научно-исследовательские организации, что позволяет максимально эффективно интегрировать существующие ресурсы для повышения качества инженерно-технического образования.

В московских школах начали работать IT-полигоны, где школьники на практике могут освоить 3D-моделирование, современное программирование и основы робототехники. Главная идея IT-полигонов заключается в том, чтобы дети с подросткового возраста привыкали работать со сложными высокотехнологичными устройствами, чтобы, став взрослыми, могли с уверенностью в своих силах самостоятельно конструировать развитие своей карьеры в технологической и инженерной сферах.

Нехватку квалифицированных кадров в военной сфере и общий престиж военного образования призван поднять проект «Кадетский класс». В этом проекте уже участвуют более 160 школ столицы. Кадетское движение в Москве развивается настолько активно, что через несколько лет выпускники кадетских классов станут гордостью столицы, внося серьезный вклад в развитие многих стратегически важных сфер нашей страны.

Мы уже не раз говорили об интеграции ресурсов столичного образования как основной организационной задаче. У московского школьника тысячи возможностей, но найти нужные сведения и принять одно-единственное, может быть, самое важное решение бывает сложно даже с помощью неравнодушных педагогов и любящих родителей. В столичном образовании реализуется многоуровневая система интеграции ресурсов. На уровне школы происходит интеграция социокультурных ресурсов района, этому способствовало создание образовательных комплексов. На базе школ и образовательных центров для жителей района организуется большое количество городских площадок и проектов, например недавно стартовавший проект «Активное долголетие», который позволяет москвичам старшего возраста укреплять здоровье, получать новые знания и находить творческую реализацию. Несколько лет назад на базе 132 школ успешно начала реализовываться программа организации летнего отдыха детей «Московская смена».

Следующим и, наверное, центральным уровнем интеграции ресурсов является межрайонный совет директоров. В каждом межрайоне все школы активно взаимодействуют, используя ресурсы друг друга, что повышает доступность образовательного пространства для всех участников процесса. На данный момент в МСД созданы подробные «дорожные карты» для каждого направления профессиональных и творческих интересов учащихся, а это значительно облегчает выбор и позволяет не пропустить интересное образовательное мероприятие. С недавнего времени школы межрайона, занявшие лидирующие позиции в рейтинге школ Москвы, оказывают помощь другим школам для достижения высоких результатов. В рамках межрайона проходят масштабные мероприятия. Фестиваль «Наши общие возможности - наши общие результаты» объединяет каждый год десятки тысяч участников в рамках работы творческих мастерских, мастер-классов, лекториев ведущих научных организаций, деловых игр и конкурсов.

Часто, выезжая в различные регионы России, мы видим у принимающих нас коллег интерес к ресурсам мегаполиса. Заметим, что эти ресурсы не появились сами по себе. Это результат совместной и, скажем честно, сложной, но одновременно увлекательной работы всех уровней столичного образования - от классного руководителя до МСД и Департамента образования Москвы. У школ России появилась отличная возможность не только ознакомиться с передовым столичным опытом организации образовательного процесса, но и использовать образовательные ресурсы, доступные московским школьникам. В этом учебном году стартовал проект ДОгМ сотрудничества столичных школ со школами регионов России «Сотрудничество с сельской школой». В рамках проекта ученики сельских школ получили возможность реализовать исследовательские проекты совместно с московскими школьниками, сельские педагоги прошли серию обучающих семинаров под руководством ведущих специалистов столицы, были проведены онлайн-конференции по вопросам совместного развития образовательного пространства. Учителя сельских школ получили возможность эффективно использовать ресурсы проекта «Московская электронная школа», который на данный момент является ведущим методическим IT-проектом в сфере образования.

Оглядываясь назад, можно утверждать, что еще 10 лет назад мы не могли себе представить, насколько активно будет развиваться система столичного образования и каких выдающихся результатов мы достигнем. Но мы это сделали! Признаемся честно: будущие задачи тоже трудные, и не все будет получаться с первого раза, но дорогу осилит только идущий, а идем мы вместе!

Маргорита БУТЫРСКАЯ, председатель межрайонного совета директоров No24, директор школы № 1532

Анонс

Материалы, не вошедшие в номер газеты

Посредник в культуре - важнейшая миссия учителя
paper_photo